Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Разработайте психодиагностический комплекс для исследования эмоциональной сферы (или психических, функциональных состояний)
1. Методика диагностики доминирующего состояния Л. В. Куликова предназначена для определения характеристик настроений и некоторых харак-теристик личностного уровня психических состояний с помощью субъективных оценок обследуемого. Опросник предназначен главным образом для диагности-ки относительно устойчивых (доминирующих) состояний.
Полная версия опросника состоит из 57 суждений, испытуемому необхо-димо выразить степень своего согласия с каждым суждением по 7-балльной шкале.
Обработка проводится в соответствии с ключом, при интерпретации чис-ловых величин используется перевод сырых баллов в стандартные, в Т-оценки. Повышенные оценки по той или иной шкале – это оценки в 55 и более Т-баллов. Пониженные оценки – это оценки в 45 и менее Т-баллов.
Шкалы методики: активное – пассивное отношение к жизненной ситуа-ции, тонус: высокий – низкий, спокойствие – тревога, устойчивость – неустой-чивость эмоционального тона, удовлетворенность – неудовлетворенность жиз-нью в целом (ее ходом, процессом самореализации), положительный – отрица-тельный образ самого себя [5].
2. Опросник «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка служит для определения уровня таких эмоциональных состояний, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.
Тревожность – склонность человека к частым и интенсивным пережива-ниям состояния тревоги. Фрустрация – это психическое состояние, вызванное неспособностью удовлетворить потребность или желание. Агрессивность – это неспровоцированная неприязнь человека к людям и окружающему миру. Ри-гидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом программы дея-тельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.
Испытуемому предлагается 40 вопросов с описанием различных психиче-ских состояний. Необходимо оценить каждое состояние по 3-балльной шкале. Если это состояние часто наблюдается, то ставится 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов.
Обработка проводится в соответствии с ключом. Интерпретация:
- 0-7 баллов – низкий уровень, состояние не выражено;
- 8-14 баллов – средний уровень;
- 15-20 баллов – высокий уровень выраженности состояния [6].
3. Методика оценки нервно-психической устойчивости в стрессе раз-работана в ЛВМА им. С. М. Кирова и предназначена для первоначального вы-деления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости (НПУ), риска дезадаптации в стрессе.
Методика позволяет выявить отдельные предболезненные признаки лич-ностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека.
Методика содержит 84 вопроса, на каждый из которых предлагается дать ответ "да" или "нет". Результаты сравниваются с ключом, выявляется общий балл нервно – психической устойчивости.
Интерпретация результатов:
- 13 баллов и менее – высокий уровень НПУ, нервно-психические срывы маловероятны;
- 14 - 28 баллов – средний уровень НПУ;
- 29 баллов и более – низкий уровень НПУ, высокая вероятность нервно-психических срывов [11].
4. Методика оценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ха-нин) позволяет оценить уровень личностной тревожности, как устойчивой склонности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги и уровень реактивной тревожности или ситуативной. Реак-тивная тревожность представляет собой тревожность как состояние на данный момент. Характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нару-шение тонкой координации.
Опросник состоит из 40 утверждений, разделен на две части: высказыва-ния 1-20 – оценивают реактивную тревожность (РТ), высказывания 21-40 – оце-нивают личностную тревожность (ЛТ).
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам в соответствии с клю-чом. При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 баллов - низкая тревожность; 31–45 баллов - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тре-вожность [9].
5. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бой-ко диагностирует эмоциональное выгорание как синдром, состоящий из не-скольких симптомов разной степени выраженности.
Опросник состоит из 84 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Затем в соответствии с «ключом» осуществляются подсчеты. Выявляется сформированность трех фаз выгорания и по четыре симптома в каждой фазе.
1. Фаза напряжения является пусковым механизмом в формировании эмоционального выгорания и состоит из следующих симптомов: переживание травмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, запертость в клетке, тревога и депрессия.
2. Фаза сопротивления или резистенции наступает, когда человек стремясь к психологическому комфорту, старается снизить давление внешних обстоя-тельств. Состоит из следующих симптомов: неадекватная избирательная эмоци-ональная реакция, эмоциональная и моральная дезориентация, расширение сфе-ры сохранения эмоций, сокращение профессиональных обязанностей.
3. Фаза истощения характеризуется падением общего энергетического то-нуса и ослаблением нервной системы. Состоит из следующих симптомов: эмо-циональный дефицит, эмоциональная и личная отстраненность, психосоматиче-ские и психовегетативные расстройства.
Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах «от 0 до 30 баллов:
- 9 баллов и менее - симптом не сложился;
- 10-15 баллов - симптом формируется;
- 16 и более - симптом сложился.
В каждой стадии стресса возможна оценка от 0 до 100 баллов:
- 36 баллов и менее фаза не сформирована;
- 37-60 баллов - фаза формируется;
- 61 и более баллов - фаза сформировалась [13].
Данный комплекс методик можно реализовать при исследовании эмоцио-нального состояния сотрудников организации, выявления признаков стресса, эмоционального выгорания, которые оказывают влияние на доминирующее эмоциональное состояние.
1.2. Методы диагностики для изучения профессиональной направ-ленности личности
Профессионально важные качества (ПВК) – система свойств человека, не-обходимых или полезных для быстрого обучения и эффективного осуществле-ния профессиональной деятельности.
Структура ПВК:
Верхние уровни – мотивационные, личностные и характерологические качества человека, которые приобретаются в результате формирования иерар-хически организованных профессиональных ценностей, мотивов и целей, а так-же разнообразных отношений к другим людям и способов общения с ними.
Нижние уровни – психофизиологические качества человека, а также си-стемы его анатомических, биологических и физических свойств и характери-стик.
Промежуточные уровни – знания и опыт, необходимые или полезные для эффективной работы.
Батарея методик для изучения ПВК для профессии педагог началь-ных классов
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альманах психологических тестов. – М.: КСП, 1995. – 400с.
2. Анищенкова А.В. Социальная природа воображения в рамках межлич-ностного общения // Вестник РГГУ. – 2010. – №17. – С. 51-64.
3. Дементий Л.И., Лейфрид Н.В. Психологический практикум «Память»: Учебно-методическое пособие. – Омск : Изд-во ОмГУ, 2003. – 124с.
4. Диагностика особенностей адаптации, деятельности и профессионально-личностных затруднений молодого педагога: Сборник диагностических методик / Авторы-составители: С.В. Данилов, Л.П. Шустова, Н.И. Кузне-цова. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2018. – 98 с.
5. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. – 228 с.
6. Личность и ее свойства: практикум: учеб.-метод. пособие / С.Д. Некрасов, З.И. Рябикина, Г.Г. Танасов. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2017. – 109 с.
7. Логутова Е.В. Диагностика познавательного развития: учебное пособие. – Оренбург: ОГУ, 2021 - 142 с.
8. Надеждина В. Практическая психодиагностика. Тесты и методики. – Минск: Харвест. 2011. – 640 с.
9. Практикум по возрастной психологии / под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: «Речь», 2008. – 688с.
10. Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации /с ост. и общая редакция О.Е. Мухордовой, Т.В. Шрейбер. – Ижевск: Изд-во «Уд-муртский университет», 2011. – 70с.
11. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. – Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с.
12. Психологическая диагностика и методы профилактической работы с обу-чающимися, склонными к виктимному поведению – Кызыл, 2023 г. – 114 с.
13. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Инсти-тута Психотерапии. 2002. – 490с.
14. Шупейко И.Г. Психология восприятия и переработки информации: лаб. практикум. – Минск : БГУИР, 2008. – 79 с.